В глобальной экономике деятельность предприятия является сложной системой взаимоотношений с разнообразными субъектами рынка, учитывая также потребителей продукции и поставщиков ресурсов, акционеров, страховые и финансово-кредитные учреждения и так далее.
В данной системе возникает множество факторов, которые определяют как динамику роста его стоимости, так и конкурентные позиции предприятия. Часть этих факторов обладают материальной основой, поскольку обусловлены внедрением технологий и нового оборудования, управлением финансовыми и материальными активами. При проведении финансовой диагностики предприятия данные факторы хорошо поддаются управлению и количественной оценке.
Факторы, которые носят нематериальный характер, однако не имеют конкретного численного выражения и физической сущности. Это опыт и знания ключевых сотрудников, бренд, деловые связи предприятия и так далее. В экономике инноваций именно нематериальные факторы оказывают воздействие на формирование конечных финансово-экономических результато деятельности, стоимость и конкурентоспособность бизнеса.
Завоевать устойчивое конкурентное достоинство при глобализации рынка только путем повышения эффективности применения материальных активов почти нельзя. Сейчас конкурентными преимуществами обладают компании, гибко реагирующие на модификации внешней среды и способные превратить собственные интеллектуальные и материальные активы в устойчивый источник доходов. Больше всего это относится к предприятиям наукоемких отраслей экономики.
На данных предприятиях существенная часть добавленной стоимости формируется за счет вовлечения в производственную сферу роста творческой активности персонала, информационных и интеллектуальных ресурсов, то есть путем активизации нематериальных факторов роста стоимости. Следовательно в финансовую стратегию требуется заложить механизм контроля за этими факторами. Такой механизм нужно основывать на анализе процессов использования и формирования интеллектуальных активов.
Однако, формируя механизм контроля за интеллектуальными активами предприятия, требуется учитывать, что данные активы функционируют в некоторой организационно-экономической среде. Чтобы интеллектуальные активы способствовали росту цены компании, необходимы система мотивации персонала и соответствующая организационная структура.